вторник, 31 января 2017 г.

3 - Иран

3 — Иран

56–57–58

Ночные перелеты это конечно на любителя. Особенно если потом несколько часов ждать пересадку на следующий рейс. В аэропорту Шарджи было ну слишком холодно, успели задубеть за эти пару часов ожидания.

До Тегерана перелет был совсем короткий, даже поспать не удалось нормально.

В аэропорту без проблем получили тридцати дневные визы, за 70 евро каждая. Страховку для россиян не требуют. Хотя за дополнительные 15 евро вас будут лечить бесплатно от любых болезней и травм везде по стране.

Выйдя из аэропорта, взяли такси до города, надо было добраться до дома хоста с теплого душа по имени Мохамед.

Где, в день прибытия, мы только распаковали вещи, обнаружив, что у большого велосипеда погнули лапы крепления передних звезд. Решение этой проблемы оставили на следующий день.

А после традиционного персидского ужина с местным длинным рисом и кебабом, легли спать.

Следующим утром были собраны велосипеды. Кроме погнутого крепления звезд, также разбился задний фонарь, надо было его снимать с крепления на багажнике.

Вечером, Мохамед свозил нас в небольшую мастерскую, где поправили крепление звезд, а также, обнаруженное уже там, биение подшипника переднего колеса, который немного подтянули и сказали, что в перспективе втулку надо будет менять.

Днем предпоследнего дня, нас свозили погулять в центр Тегерана, в район старого базара, по которому мы с интересном прошлись. А после него поели и попили местных вкуснейшей прямо среди рядов.

Времени было еще достаточно, поэтому заглянули и в парк по соседству с базаром. Парк зеленый, тихий и приятный. Совсем другое дело, относительно остальных частей города, которые мало отличаются от пустыни, в которой он расположен и из которой хочется немедленно убежать.

В тот же день, у оставшегося рабочего фотоаппарата полностью отказал экран. Дальше пришлось снимать только на телефон, что совсем не добавляло удобства.

Утром еще съездили в центр города, в сервис, где попробовали проверить возможность ремонта, но сони не является популярной маркой тут, в лидерах кенон и никон.

В итоге, ничего не добившись, Мохамед отвез нас на трассу за город. Выезжать из города своим ходом был бы просто ад, кучи развязок и транспорта никакого удовольствия бы не вызвали.

Попрощались с Мохамедом, собрали велосипеды, и не успели начать движение, нас начали останавливать местные жители. Просили сфотографироваться, следующие поспрашивали про наше путешествие и какое мнение у нас об Иране, вручили нам мешок с яблоками.

В поселке купили плоский местный хлеб, похожий на лаваш, но совсем пресный. Который едят обычно с мягким сыром, омлетом и овощами, чаще помидорами.

Так проехали около двадцати километров, и остановившись у одного из поворотов на проселочную дорогу, нам на встречу выехала машина с молодыми персами, которые ехали в сторону Каспийского моря и предложили нас взять с собой. Парни оказались владельцами рекламного агентства, ехали в Рашт по делам. За пару часов мы миновали горный хребет и спустились к Каспию.

Оставили ребята нас в городе Баболсар, в прибрежной зоне отдыха. Не смотря на позднее время, народ веселился и даже купался в море.

Ближе к ночи с моря начал дуть сильный ветер, а потом начался небольшой дождь, Позже перешедший почти в ураган. Пришлось перебираться под навес соседнего ресторана вместе с палаткой и до утра уже досыпать тут.

Только утром, увидели все последствия прошедшего шторма. Несколько опор линии электропередач были повалены на дорогу. Кое где валялся крупный мусор, оторванным откуда–то.

В прибрежном парке зашли в туалет и умылись после штормовой ночи. А при выезде, с задней покрышкой возникли серьезные проблемы. Корд начал прорываться с большой скоростью, камера в итоге вздулась и взорвалась.

Следующие несколько часов мы пытались найти хоть один работающий веломагазин. Во время этого пообщались с кучей местных жителей, которые всеми силами хотели нам помочь. Но так как был выходной, решить этот вопрос так и не получалось.

На одной из улиц, зашли купили традиционный хлеб барбери. А потом, идя вдоль дороги, перед нами остановился турист велосипедист. Я сначала даже не понял, по виду был очень похож на европейца или даже на русского. Но он оказался персом из провинции Западный Азербайджан, звали его Мейсам. С ним вместе отправились в представительство красного полумесяца, где остались на ночь, а в оставшееся время пытались решить вопрос с покрышкой.

До вечера так ничего и не нашли, зато погуляли по городу и познакомились с несколькими местными жителями.

Для нас стало открытием, что персы выбираются на отдых всей семьей, грузят кучу домашних вещей в машину, берут палатки, ковры, газовые баллоны и едут отдыхать таким образом. Поэтому нас немного шокировало, что на детской площадке в парке в час ночи, бегали и играли дети, а взрослые на коврах едят и пьют чай.

Развея тему алкоголя и его запрета тут, он не запрещен и даже кое где открыто продается, и мы видели молодеж с местным пивом в руках. Но мы не видели чтобы кто–то публично употреблял алкоголь на всем протяжении пути. Хотя дома они могут это делать и самодельное вино тут очень популярно.

Утром следующего дня все же нашли покрышку, с зубастым и шумным протектором, выпуска завода в городе Язд. После этого наконец поехали дальше. Мейсам напросился ехать с нами, для него был интересен опты совместных путешествий, а для нас культурные особенности местных жителей.

Дорога все время была очень широкой с большой обочиной. Почти в каждом большом городке был парк, в которых мы останавливались на отдых.

В мелких магазинчиках пару раз покупали фрукты, а в пекарнях свежий и горячий хлеб.

Перед закатом, у обочина нас остановила местная семья, пригласила покушать к себе в дом, дала в дорогу немного продуктов.

Место для ночевки найти было трудно, мы остановились в центре крупного городка. Представительства красного полумесяца тут не было, но была крупная школа. Территория которой летом используется для сдачи отдыхающим. За небольшую плату там и остановились на ночь, приготовив ужин и попив горячего чая после этого.

Хотя вся территория и была заставлена палатками и народу было много, но было очень тихо. Да народ временами общался между собой достаточно громко, но никакой музыки не было слышно, как это было бы у нас. Да и в последующем, в зонах отдыха мы не слышали никакой музки ни разу. Часть людей, даже при наличии установленных палаток, спали просто на коврах под открытым небом.

Утром, позавтракав и по перефотографировавшись с половиной отдыхающих на территории школы, поехали дальше.

Каждые несколько километров, нас норовили оставноить местные жители на машинах и просили сфотографироваться.

Многие персы, особенно женщины, имели лица ну ничем не отличающиеся от типичных представителей у нас в России. Были конечно и типично восточные лица, но их тут не большинство, это факт. Но до лиц диких арабов ваххабитов тут ни разу не доходило.

Дорога вдоль Каспия идет одна, а обочины по большей части однообразны. Почти все время вдоль идут деревни или поселки. Встречаются и небольшие города, в которых плотность автотранспорта резко возрастает, возникают круглосуточные пробки, что даже на велосипеде было тяжело проезжать такие участки.

К вечеру доехали до национального парка Сисянган, где сохранились тысячелетние деревья какого–то редкого вида, еще одно место произрастания их находится в Италии.

На окраине парка была зона кемпинга, куда персы с палатками приезжали отдыхать. Место было оборудовано столами, беседками, туалетами с душем и зонами для мытья посуды.

Тут и остались до утра.

Утром приготовили себе завтрак за столом в парке. Подсушили тент от палатки, так как ближе к ночи прошел небольшой дождь.

После сборов, посмотрели эти самые древние деревья в парке. Для нас конечно, выросших в стране с обильной лесной полосой, ничего уникально интересного они не вызвали, но вот для персов, где большая част страны это каменная пустыня, это наверное совершенно другое зрелище.

Чуть проехав, в районе города Новшар, нас остановил известный иранский артист, ведущий разные праздники. Который показал фотографии с другими путешественниками, и что это у него такая игра, встречать на дороге их.

Буквально сразу за этим, нас опять остановила семья чтобы сфотографироваться, на этот раз с детьми, там опять были женщины с типично русскими чертами лиц.

А потом для фото остановили и молодые персианки. По внешнему виду, совсем далеко не похожие на загнобленных мусульманских женщин.

В Новшаре сделали длинную остановку на отдых, купив арбуз и основательно поев в парке в центре города.

До вечера проехали еще около двадцати километров, но не найдя нормального места для ночлега, помотавшись изрядно между мечетью и придорожным окрестностям, попросились остановиться в прибрежном кемпинге.

Уже разложившись там, встретили местного жителя, который предложил поехать ночевать к нему в дом. Сам он еще позже привез разных пирогов, очень похожие на наши, такие как с картофелем или капустой. Здесь же они были с овощной и мясной начинкой.

Утром следующего дня выехали сильно позже. Вернулись на главную дорогу.

Чуть проехав, опять встретили местную пару, которые фотографировались с нами день назад.

Несколько раз останавливались на отдых, покупали фрукты и хлеб прямо у дороги.

А в целом до конца дня ехали все так же прямо и без особых приключений. По планам была ночевка в Красном Кресте у города Чабоксар.

И к вечеру мы до туда доехали. Но остаться там не смогли, у них не было свободных помещений для этого.

В этот же день мы решили разделиться с Мейсамом, он дальше продолжал путь один, его скорость была явно выше нашей и он без проблем проезжал более ста километров за день.

Ночевали, в этот раз, на ферме в поле, в заднии среди соломы под навесом.

Утром начал поливать дождь и выехать мы не могли почти до полудня. Потом все же выехали и в Чабоксаре захотели поменять деньги в банке. Зайдя в одно из отделений, мы познакомились с сотрудником по имени Хариб, который рассказал, что вообще деньги поменять нельзя, но он предложил сам поменять нам из своих по более выгодному курсу.

После этого, он созвонился с женой и пригласил нас на обед к себе домой в следующий город Кела Чай. Сам он еще только заканчивал работу, нам предложил ехать пока самим. А потом, даже догнав и обогнав нас, вернулся на грузовичке и довез нас на нем.

За обедом мы пообщались на разные темы, узнали самое главное про религиозные и светские составляющие жизни в Иране. По которым оказалось, что хотя почти все поголовно и являются мусульманами, но лишь меньшинство по настоящему выполняет все религиозные обряды.

Ночевать он предложил нам поехать в его загородный сад, в котором он только недавно достроил себе гостевой дом и мы бы были первыми его гостями там.

Вечером заехали купили свежего хлеба и риса с курицей у знакомого Хариба. Потом он нас отвез за город.

Утром он еще раз вернулся, привезя свежий хлеб и сыр на завтрак. Оставил нас до вечера, рассказав, что после закаты мы поедем вместе с его семьей к его другу, проживающему в доме в горах неподалеку, который очень долго прожил в Европе и хотел бы с нами пообщаться.

Мистер Амини, так его звали, еще с детства учился в Европе, а потом и работал там длительное время. Но решил вернуться несколько лет назад в Иран. Купил участок земли в горах и построил дом своими руками из натуральных материалов.

Дом очень понравился, располагался недалеко от реки, вуки которой были слышны тихим вечером тут. Сам дом построен из частей другого старого дома, располагавшегося в городе, из которого были взяты черепица, бревна и окна. Бережно сохранены и легли в основу текущего дома. А сами стены были сделаны из соломенно–глиняных блоков и отштукатурены той же глиной. Выглядело это одновременно и современно и без всякого отвратительного китча, распространенного на данный момент в подобных строениях.

Также он показал свою обширную библиотеку. Маленький французский разговорник, с которого он начинал учить иностранные языки. Показал также и книги на русском языке, которых в коллекции их было тоже не мало. Закончили осмотр большой иллюстрированной книгой про историю Персии.

После совместного ужина, попрощались с мистером Амини, а мистер Хариб отвез нас ночевать в его загородный дом.

На утро договорились, что поедем мы дальше не сильно рано. Поэтому Хариб приехал только ближе к полудню. Забрал нас в город, где мы упаковали все вещи и двинулись в путь, поблагодарив его за все, что он сделал для нас.

Чуть за городом, нас опять начали останавливать местные жители для фотографирования. Первый раз, остановился спортивный тренер и вручил еще в качестве подарка позолоченую купюру одного доллара.

Остановившись потом у деревенского магазинчика, проходящий пожилой перс позвал нас к себе домой. Накормил солянкой из хлеба, курицы, овощей.

Проехали еще немного, заглянув на рынок с овцами, остановились около крупного придорожного магазина. Около него один из персов просто подошел и вручил нам пару бутылок воды. Потом еще мороженым одарили.

А чуть проехав, нас остановила семья на машинах, которые пригласили нас в их дом в следующем городе Астана.

У въезда в город, торговавший фруктами перс предложил нам попить чая. Потом еще раз пришлось отказываться от предложения ночевки у молодого парня, который очень хотел с нами пообщаться.

Закончили день в большом доме перса по имени Киан, в кругу его большой семьи с родителями, братьями, сестрами. Поужинали вместе на полу, как это делают везде в Иране, располагаясь на коврах. Откуда собственно эти ковры к нам в Россию и пришли совместно с самоварами. Только с самоварами случилась история, что их начали делать фабричным способом, достигнув невероятного качества, и в таком виде они уже обратно вернулись в Персию, став как–будто русским изобретением.

У позавтракали и выдвинулись в сторону города Райт, который по идее можно было сегодня проехать.

Один раз нас остановили сфотографироваться, почти за городом.

По дороге опять встречались пару раз рынки с овцами.

Большая часть пути до города была просто прямой дорогой, без каких–то заметных и привлекательных мест.

После обеда мы наконец доехали до города Райт, где посетили центральную площадь со зданием старой почты. А чуть позже, на пешеходной улице, к нам подошел перс, учитель английского, который позвал нас попить чая и пообщаться немного, сам он постоянно принимает у себя иностранных туристов и показал несколько фотографий с ними.

На выезде из города, нас догнала женщина с дочерью на машине и вручили нам пакет с фруктами и овощами.

На улицах часто попадались старые советские грузовики, вполне хорошо сохранившиеся тут.

Потом нас опять останавливали местные для фотографирования.

А почти у самого заката, хотели купить горячего хлеба в пекарне, но работающие там персы просто вручили нам пару плоских булок барбери, отказавшись брать деньги.

День завершился очень внезапно, после начавшегося дождя, который застал нас внезапно на окраине какой–то деревни. Увидевший нас местный житель, позвал к себе и разрешил остаться на ночь.

Оказалось, что его сын играет в местной футбольной команде на профессиональном уровне, и осенью должен был ехать на смотры в Москву.

Весь вечер в дом приезжали разные знакомые, с которыми мы общались и даже смогли немного поиграть в шахматы.

Утром позавтракали и попрощались с хозяевами дома.

Поехали дальше и сразу почувствовали изменившуюся местность вокруг. Деревень стало сильно меньше вокруг.

Дорога в некоторых местах становилась узкой.

А окрестные поля кто–то поджигал, что какое–то время ехали даже в дыме. От чего, к концу дня начала сильно болеть голова.

В середине дня, впервые, встретили группу иранских велосипедистов туристов, которые даже догнали нас после и мы обменялись контактами и сфотографировались вместе.

На крупной заправке мы хотели купить какие–то бисквитные батончики, но работники магазина опять же остались брать денег. А на батончиках оказалась надпись даже на русском.

У городка Пасаргад, нас остановил парень на машине по имени Хамид, который сказал, что он является здешним членом на сайте горячий душ и предложил остаться у него в пригородной зоне отдыха типа гостиницы для местных.

На въезде в город нам еще подарили небольшой сувенир в виде сумочки ручной работы. Намеренно отказались от чего–то крупного, так как и без этого с собой было уже много вещей.

Весь следующий день шел моросящий дождь, заставивший нас остаться в зоне отдыха еще на один день.

Выяснилось, что у маленького велосипеда спустило колесо спереди. Заклеивая камеру, нашел маленькую проволочку в колесе.

Днем сходили купить хлеба и овощей в город, пройдя по четырем разным пекарням.

Потом еще зашли в обувной магазин и купили Ане новую обувь, кроссовки на липучках.

На следующий день светило солнце и решено было ехать дальше. До границы с Азербайджаном оставалось максимум два ходовых дня.

Местность кардинально поменялась еще в прошлый день и большую часть дня мы ехали по пустынной дороге практически без окрестных деревень.

В крупном городе, нас остановил молодой человек, по имени Амин, поинтересовался как у нас дела и куда мы едем. Хотел пригласить нас в дом к его сестре на обед, но они куда–то уехали прямо в это самое время. Вместо этого, он предложил купить нам разных продуктов с собой в дорогу, включая большую коробку шоколадных конфет. Потом еще зашли в ресторанчик, в котором нам упаковали пару порций риса с кебабом. На этом мы с ним распрощались и поехали дальше.

А буквально на выезде из города, нас догнал местный школьный учитель английского, который тоже предлагал заехать к нему домой. Сам немного навеселе, рассказал, что сам дома делает вино. Сфотографировались с ним и его дочкой.

Перед закатом свернули в мелкую деревню, немного в стороне от главной дороги. Там попросились переночевать в одном из домов, собрав целый консилиум из соседей. До вечера обсуждали разные вопросы касаемо жизни и бытовых вопросов в сравнении России и Ирана.

Вернувшись на трассу утром и проехав совсем немного, нас догнал молодой человек, сказал, что нас уже видели вчера и хотели бы пообщаться в школе на уроке английского.

А человеком, который хотел нас пригласить побеседовать в школу, был Фарид, местный хост с горячего душа.

В школе мы провели две небольших лекции сначала с мальчишками, а затем и с девушками. Также на встречу пришел пожилой преподаватель, хороший друг Фарида.

Далее мы поехали в сторону Авторы, до которой оставалось совсем немного. Фарид поехал к себе домой, совсем не далеко дальше по дороге.

И чуть позже стал нас сопровождать на своем велосипеде, заехав ненадолго к нему домой сделать общую фотографию.

После этого еще какое–то время мы ехали вместе, купили хлеба себе и попрощались с Фаридом.

На въезде в Астору мы останавливались набрать воды на заправке, привлекли много внимания у пожилых персов, которые активно начали нами интересоваться и расспрашивать.

Перед границей, вдоль дороги, стали встречаться грузовики а азербайджанскими и грузинскими номерами.

В самой Асторе еле нашли пешеходный пункт пропуска, сначала приехав в грузовой терминал.

Перед пешеходным пунктом поменяли оставшиеся реалы и доллары на азербайджанские манаты.

Прошли границу достаточно быстро, хотя на иранской стороне был дикий бардак из–за толпы азербайджанцев, возвращающихся домой с кучей товаров в сумках. Но увидев туристов, пограничники пропустили нас без очереди.

Азербайджанскую границу прошли тоже быстро, хотя и там были очереди и балаган.

Быстро доехали до железнодорожной станции. Купили билеты на поезд до Баку. Погуляли и пообщались с местными жителями и проводниками поезда.

Утром прибыли в Баку, от вокзала сразу поехали в район набережной. На набережной встретили велосипедиста из местного клуба, который предложил нам попить чай в близлежащей чайхане. Там посидели и пообщались некоторое время.

После этого попрощались с ним. Еще какое–то время посидели тут. Потом поехали к большому торговому центру на набережной, где провели почти весь день до вечера. Закупились продуктами в дорогу до границы с Россией.

Перед закатом сделали круг по набережной вдоль залива и отправились на вокзал.

там долгое время беседовали с местным жителем, который заинтересовался нами и поведавшем о некоторых особенностях местной жизни тут.

Затемно, купили билеты на электричку до приграничной деревни Ялома. За четыре с небольшим часа мы оказались там.

Доехали до пограничного пропускного пункта по ночной и темной дороге. Оказалось, что граница не пешеходная, но местные пограничники определили нас в одну из машин едущих в сторону Российской части.

Общее время перехода и всех проверок было наверное больше часа.

После которого мы оказались на территории России. Ночевать было не понятно где, и подъехав к уже почти закрывшемуся ресторанчику, расспросили местных парней что тут и как, они нас угостили горячим чаем и бисквитными батончиками. После этого они уехали, а мы легли спать здесь же под навесом.

Утром погрузились в электричку до Дербента, в котором немного погуляли и купили продуктов. После этого сели еще на одну электричку до Махачкалы. А там, после длительного ожидания, сели на поезд до Москвы.

Предварительно еще купив продуктов в дорогу, плюс на вокзале, в кафе нас угостили местными пирогами и чаем местные полицейские, патрулировавшие территорию вокзала. Пообщались с ними на счет нашего путешествия, для них это было в новинку.

Уже в темноте погрузились в поезд, на чем путешествие было закончено.

Ссылки на остальные части путешествия